Добрый след оставил Молдеке
Мне представилась большая честь сказать о Молдахмете Досаеве, рассказать о том, что я знаю о нем, что осталось в памяти, о наших многочисленных встречах.
Весомый вклад в развитие Акмолинской области внес Молдеке, это на устах у многих ветеранов. В годы освоения целинных и залежных земель был комсомольским вожаком, признанным организатором, хорошо знал нужды сверстников. Принимал участие в создании новых совхозов, строительстве хлебоприемных элеваторов, пунктов, дорог. Работал не ради славы, а ради дела, чтобы Казахстан стал главной житницей, поставляя миллиард пудов хлеба, решая продовольственную безопасность страны.
Долгое время считалось, что в СССР нет коррупции, нет приписок, полный порядок в подборе кадров и т.д., мотивируя тем, что живем по принципам коммунистической морали, утверждая, что строим социалистическое государство. Но самокритично оценивая обстановку, впервые в стране были созданы органы контроля, которые активно работали, дел было уйма, требовалось активное участие всех и каждого. Замечу, что это важное направление жизнедеятельности области возглавил Молдахмет Досаевич. Об основных принципах своей работы председатель Комитета народного контроля рассказал, когда приезжал в Балкашинский район, где я был секретарем райкома партии.
Я поведал о красоте здешних мест, о том, что район сельскохозяйственный, поставщик мяса, молока и зерна. Рассказал о новой инициативе бригадиров тракторно-полеводческих бригад Михаила Довжика из Атбасарского района и Нургабыла Малгаждарова из Балкашинского, которые подняли вопрос о производительности труда, рациональном использовании техники. Инициатива была одобрена на заседании бюро областного комитета партии и обращена ко всем полеводческиим бригадам, получив поддержку во всех областях, что явилось залогом казахстанского миллиарда.
Молдахмет Досаевич рассказал о специфике работы органа народного контроля, использовании резервов производства, борьбе с фактами приписок, ошибок в отчетности со стороны отдельных руководителей. Главное, что мы считаем, говорил Молдахмет Досаевич, необходимо предупреждение таких нарушений, указав отдельным руководителям, которые по незнанию их допускали. Тем самым удалось сохранить руководителей, которые со временем сделали должные выводы и добились результатов в работе.
Молдахмет Досаевич интересы работы ставил выше родственных отношений. В обычной жизни он был открытым, простым, обращался к любому человеку с уважением, всегда говорил спокойным тоном, с доброй улыбкой.
Молдеке считал, что достойные сыны казахского народа должны быть в почете и ими гордились потомки, чтобы на их примере жила и училась молодежь, будущее поколение. Помнится, Акмола готовилась к празднованию 150-летия своего основания. Собрались гости из всех областей, районов, горожане, мероприятие проходило на карагандинской трассе вдоль реки Есиль. Планировались различные виды спортивных состязаний: скачки, кызкуу, борьба и другие. Молдеке был в центре юбилейного мероприятия. В 11 часов дня на белоногом красавце коне, покрытом седлом, обтянутым медными пластинками и серебряными звездочками, восседал Молдеке, одетый в красный чапан, в руках многослойная камча, дав старт 25 км скачкам, в котором участвовало более 30 наездников. Празднование продолжалось, состязались борцы. Этот день остался в памяти как праздник города и рассказ об истории города от Караоткеля до Акмолы.
Припоминаю, как Молдахмет Досаевич готовился к 300-летию прославленного батыра, полководца трех жузов Богембай батыра, который сделал многое для становления казахов. Кое-кто предлагал провести мероприятие на уровне научно-практической конференции и выставки. Молдеке очень возмущался, что не совсем понимает таких казахов, которые не могут поддержать словом и делом своих прославленных предков.
Молдахмет Досаевич побывал на празднике в Костанайской области и докладывал об этом на бюро обкома партии. В Костанае мероприятие прошло на высоком уровне, пышно, красиво. Ему пришлось приложить особые усилия, чтобы руководители областей приняли решение провести это мероприятие на должном уровне, так как это достойно памяти Богембай батыра. Праздник проходил у подножья Ерейментауских гор, присутствовали представители всех областей Казахстана, в широкой долине было тесно от множества юрт, машин, людей, коней. На открытии, на вороном коне, подаренном канжигалинцами, одетый в яркий чапан, опоясанный золотым поясом, Молдеке дал старт гонке на 50 км наедзникам, которые представляли все области Казахстана. В доме культуры проходил айтыс акынов, научно-практическая конференция, на всех площадях шли концерты, национальные игры и т.д. На высокой горе ерейментауской земли, вдоль Павлодарской трассы, соорудили самый высокий памятник Богембай батыру с большим количеством подсветки, символизирующий вечную память потомков о батыре. Затем и в Астане был установлен памятник Богембай Батыру.
Зная, как много сделал Сакен Сейфуллин для становления советской власти, Молдеке побывал на родине поэта в Каркаралинске и встречался с теми, с кем общался С. Сейфуллин. В домах, где он останавливался, собирал предметы быта и вещи, которые поэт дарил своим землякам. Нашел стихи «Тау ішінде», написанные у подножья Ерейментауских гор, и стихи «Ляйлим», написанные на берегу озера Борового. Все это сейчас находится в музее Сакена Сейфуллина в Астане. Да, он сделал все, чтобы память о Сакене Сейфуллине, достойном сыне казахского народа, сохранилась надолго.
Общество начинается с семьи, поэтому важна ее роль в воспитании. Так сложилось, что мы прожили соседями более 30 лет, причем в одном доме. Тогда еще Целинограде, Акмоле, а сейчас Астане, по проспекту Победы, дом 10, Досаевы в 11 квартире, а мы в 13. Признаюсь, сегодня мне 82 года, много поучительного жизненного опыта получил от них. Прожившие 50 лет в счастливом браке, воспитавшие и вырастившие 4-х сыновей, они излучали тепло к окружающим, особенно к нам, соседям. Шария апай, как мы называли нашу женге, была не только верной супругой, она была стержнем семьи, ласковой и доброй, делала все, чтобы дальние стали близкими, а близкие стали родными. Как бы хотелось, чтобы замечательное качество таких, как Шария женге, продолжалось из поколения в поколение.
Молдахмет Досаевич рассказывал, что при своем 50-летнем стаже семейной жизни никогда при детях не выдавали свои случайные неурядицы, наоборот, каждый раз при детях сохраняли добрые чувства взаимного уважения и понимания, и это они считали важным инструментом воспитания детей. Такой опыт сейчас так необходим многим семьям в правильном воспитании подрастающих детей.
Молдеке старался сохранить сложившиеся национальные традиции и обычаи. Зимой на согым приглашал много гостей, соседей, друзей, родственников. Зачем так делаете? – спрашивал я, почему не дождетесь приглашения других? –Ты, Кабыкен, не понял смысла моих шагов, когда я так поступаю, то всю зиму ем свежее мясо. И это превращается в праздник общения с друзьями и родственниками. Поэтому я хожу с удовольствем в гости, сижу спокойно и отдыхаю.
В преддверии 100-летия Молдахмета Досаевича мы все, кто знал его, работал с ним, дружил, хотим сказать его потомкам, что Молдеке был человеком с большой буквы. Он прожил интересную, яркую жизнь, оставил после себя хорошие дела и добрую память. Его жизнь – яркий пример человека- труженика, надежного друга и товарища, память о нем навсегда останется в сердцах тех, кто с ним работал, жил!
Кабыкен Закарьянов, общественный деятель