«Опық заман жадынан…» («Из памяти окаянного времени…»).
Накануне Дня памяти жертв политических репрессий в Казахстане сотрудниками Дирекции по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия акимата города Астаны совместно с Музейно-мемориальным комплексом жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» и Сарыаркинским районным советом ветеранов у одного из самых священных мест для каждого из нас — жителя столицы и каждого казахстанца месте — монумента «1932-1933 жылдардағы ашаршылық құрбандарына тағзым» (пр.Республики, угол ул.Абая) проведен вечер «Опық заман жадынан…» («Из памяти окаянного времени…»).
На вечере принимали участие учащиеся гимназии №5, школы-гимназии №7, Медицинского колледжа «Даналык», солдаты воинской части 5573, труженники тыла, ветераны труда, жители района «Сарыарка».
Репрессии и голод коснулись каждой семьи, каждого человека. Количество жертв исчисляется миллионами человек. Многие вынуждены были иммигрировать в Китай, Афганистан, Россию и другие страны. Наша задача – об этой беспрецендентной трагедии должны знать все дети и молодежь, новое поколение казахстанцев. Почтить память тех, кто погиб в эти страшные годы, к монументу «1932-1933 жылдардағы ашаршылық құрбандарына тағзым» постоянно приходят и приезжают люди из разных концов света.
Идея установки монумента принадлежит Президенту РК Н.А.Назарбаеву. Четыре года назад при открытии памятника он сказал: «В осмыслении истории мы должны быть очень мудрыми и не допускать политизации этой темы. Причиной голода, депортации, массовой гибели людей стала жестокая политика советского режима. Главный виновник репрессий – это бесчеловечная тоталитарная система».
Композиция состоит из монументальной и скульптурной части. Авторы – известный казахстанский скульптор — Валерий Пирожков, монументальной части — архитектор Орал Алибаев. По словам скульптора Валерия Борисовича, «своей работой он хотел передать весь трагизм того времени. В центре скульптуры расположена фигура женщины, которая простирает руки к небу. Впереди нее мальчик, он держит в руке уздечку. Она просит небо, чтобы мальчик остался, выжил. Мальчик держит уздечку в руках. Это надежда, что всё возродится».
«Концепция родилась у меня мгновенно. Я просто подумал о том, что трагедия, такие силы божественные даются женщине, что она только может остановить это все. Вот это все само собой родилось. Я воплотил свою идею через образ матери и мальчика. Я хотел показать и трагедию, и то, что народ возродился. Я считаю, что это, наверное, самое трагическое, потому что это было вызвано не агрессией, это было вызвано политикой государства. И поэтому я считаю, что это самое трагическое».
Монументальный фрагмент композиции представляет из себя «Стену скорби» в форме части юрты «Кереге» и скульптурную группу, состоящую из фигур женщины и ребенка. В основной оси композиции расположено каменное изваяние, издревле устанавливаемое на захоронениях казахов. Таким решением автор хотел подчеркнуть связь ушедших в мир иной и оставшихся в живых. Жизнь продолжается в истории каждой семьи, в истории нашей страны.
Новое поколение казахстанцев с содроганием познает ужасы целенаправленного геноцида через рассекреченные материалы архивов, экспонаты музеев, рассказами очевидцев того времени. Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. История Казахстана ХХ столетия насыщена трагическими событиями, тягот пережитого хватило бы на несколько веков. Казахстан был превращен в огромный концентрационный лагерь: КарЛАГ, Жезказганлаг, Степлаг, Озерлаг, Актюблаг, Песчанлаг и другие, куда направляли провинившиеся народы, социально неугодных людей из разных уголков огромной империи и самого Казахстана.
Политические репрессии длились более тридцати лет, в 20-50 годы прошлого века. Унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Это маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, партийцы и инженеры, миллионы раскулаченных крестьян. Это глубоко преданные своей Родине люди из разных концов необъятной страны, занимавшей 9-е место в мире по территориальному признаку.
Святой долг государства — вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя. В 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана были возвращены народу имена его славных представителей, репрессированных и осужденных в 20-40 х и начале 50-х годов. Особый импульс в возрождении национальной истории, объективный анализ событий прошлого, исследования политики массовых репрессии придало обретение нашей страной, практически 25 лет назад, Независимости Республики Казахстан.
5 апреля 1997 года принят Указ Президента РК Н.А.Назарбаева «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий» и определен день — 31 мая. По инициативе Главы государства Нурсултана Назарбаева 31 мая 2007 года на территории бывшего Акмолинского лагеря жен изменников родины в селе Акмол был открыт Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР».
Сегодня мемориалы жертвам политических репрессий установлены во многих регионах Казахстана, где когда-то были концлагеря и захоронения. Сегодня их насчитывается около сотни, и у каждого из них постоянно проходят памятные мероприятия. В результате жестокой политики тех времен страдали не только сами репрессированные, но и их близкие. Клеймо «врага народа» отразилось на жизни их детей и даже внуков.
Зрители с особым интересом слушали выступления председателя Совета ветеранских организаций города Астаны Сансызбая Есилова, воспоминания дочери репрессированных Анны Гавриш и племянника Егора Иванцова, рассказ директора Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» Мейрамбая Оралова.
Памяти жертв репрессий и голодомора посвящена народная песня «Арман-ай» в исполнении заслуженного артиста РК Серика Оспанова. По воспоминаниям узниц АЛЖИРа написано несколько вариантов стихотворений о спасительном курте, великой поддержке казахского народа узников лагерей и всех депортированных народов. Символично то, что стихотворение поэта-декабриста Аскара Сагнаева «Баллада о казахском курте» прочитал рядовой воинской части 5573 Юрий Халин.
За 30 лет репрессий был уничтожен цвет казахской интеллигенции. «В начале 1938 года во главе безопасности Казахстана пришел родственник Сталина, его свояк, Реденс Станислав Францевич. Им только за десять дней 25 февраля по 13 марта обезглавлено всё руководство Казахстана. Через военную коллегию осуждено к расстрелу 650 человек».
Особенно широкий отклик у общественности получила реабилитация творческого наследия Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева, Жусипбека Аймаутова, Миржакыпа Дулатова и других.
В этот день с импровизированной сцены у монумента «1932-1933 жылдардағы ашаршылық құрбандарына тағзым» звучали стихи выдающихся, безвременно ушедших из жизни, поэтов в исполнении 16-18 летних студентов и солдат. Стихотворение Султанмахмута Торайгырова (1893-1920) выдающегося казахского поэта-демократа, поэта-философа «Қазақ тілі» прочитал рядовой Жамбыл Жақсылыков.
Долгие годы творческое наследие поэта было под запретом. Девизом жизни и творчества С.Торайгырова было: «Вступив на стезю поиска истины, не отступлю, перенесу все испытания, превозмогу усталость, пройду через заблуждения. Но останусь верен задуманному». Он горячо подхватывал идеи лидеров «Алаша», восхищался ими в своих стихах. С чрезмерным оптимизмом Султанмахмут прогнозирует, что максимум за 30-40 лет казахский народ достигнет уровня Европы по образованию, науке и технике. И обращался к потомкам: «Откройся миру, молодежь, учись науке, воспитывай сама себя, займись земледелием».
В тяжелые годы гонений на произведения Султанмахмута Торайгырова отважился написать книгу о нем «Поэтическое мастерство Султанмахмута» (1949) Б.Кенжебаев, за которую ему пришлось перенести немало моральных испытаний.
Стихотворения основоположника современной казахской литературы, поэта и писателя, государственного деятеля, видного члена Коммунистической партии большевиков (ВКП б), основателя Союза писателей Казахстана, одного из первых председателей Совета Народных Комиссаров (глава правительства) Киргизской АССР РСФСР Сакена Сейфуллина (1894-1938) «Сағындым» прочитала студентка Медицинского колледжа «Даналык» Айжамал Мамытова и «Күздегі далада» — рядовой Айдос Жанабаев.
Дети, молодежи и взрослые с особым интересом вновь и вновь слушали о судьбе элиты Казахстана. Легендарный Сакен Сейфуллин арестован 24 сентября 1937 года, его зверски пытали, расстреляли 25 апреля 1938 года как «врага народа» в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате. За отсутствием состава преступления реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР 21 марта 1957 года. Страшная участь постигла членов его семьи. Отец и брат Сейфуллина арестованы и расстреляны в 1937 году, жена — Гульбарам 7 лет отбывала наказание в лагере АЛЖИР.
Стихотворение «Арман» одного из самых ярких деятелей казахской литературы, звезды первой величины, поэта, классика казахской литературы, первого председателя Союза писателей Казахстана, член РКП(б) Российской Коммунистической партии (большевиков) Ильяса Жансугурова (1894-1938) прочитал рядовой Аяз Маликов.
Известный поэт Ильяс Жансугуров в 1924 – 1928 годы учился в Московском институте журналистики. Был знаком с Владимиром Маяковским, Демьяном Бедным, Эдуардом Багрицким, Михаилом Светловым и другими русскими поэтами.
Одним из первых в Казахстане Ильяс Жансугуров разрабатывает тему дружбы русского и казахского народов. Перевел на родной язык произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и Горького. Его взгляды на этот вопрос совпали с взглядами трех великих мыслителей: Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина, Чокана Валиханова.
В 1936 году Жансугуров закончил свою известную знаменитую поэму «Кулагер». В поэме «Кулагер» мастерство поэта поднимается до абаевских высот. Это крик души поэта, стон его сердца, это плач о невозвратном, трагедия всего казахского народа. Это малая энциклопедия жизни Казахстана. Поэма вошла в золотой фонд казахской литературы. Её перевели на русский язык поэты Вс. Рождественский, Е. Евтушенко, Е. Винокуров, М. Луконин..
Возглавляя Союз Писателей Казахстана, Жансугуров много сил и энергии отдавал воспитанию молодых писателей. К сожалению, жизнь поэта оборвалась неожиданно и трагично. Он стал жертвой бесправия. Незаконно репрессированный Ильяс Жансугуров был обречен на забвение. И только посмертная реабилитация почти через четверть века вернула к жизни его замечательные произведения. Они были вновь переизданы и возвращены народу. Память о нем увековечена в названиях учебных заведений, населенных пунктов, хозяйств. Его именем назван Талдыкорганский педагогический институт.
Великий поэт Валерий Брюсов называл Магжана Жумабаева (1898-1938) «казахским Пушкиным». В 1929 году его необоснованно осуждают на 10 лет тюремного заключения. По ходатайству Максима Горького и Екатерины Пешковой в 1936 году М.Жумабаев был досрочно освобожден из заключения, но в следующем году он был вновь арестован и 18 марта 1938 года расстрелян. Стихотворение М.Жумабаева «Бостандық» прочитала студентка колледжа «Даналык» Дилбар Калпакбаева.
По подсчетам известного российского историка Роя Медведева, с 1927 по 1953 годы в СССР было репрессировано около 40 миллионов человек. Такого масштаба репрессий история человечества не знала. И пусть не знает. «Память о прошлом нам нужна не только для того, чтобы исполнить долг перед жертвами режима и осознать, почему так сложно проводить формированную реформу. Она не обходима для того, чтобы избежать повторения ошибок». И как отметил Президент Н.Назарбаев, выступая на одной из сессии Ассамблеи народов Казахстана, «нет ни одной нации, ни одного народа, которым тоталитаризм не причинил бы сокрушительного и, к сожалению, непоправимого ущерба».
В память о вечере «Опық заман жадынан…» («Из памяти окаянного времени…») все участники и зрители сфотографировались у монумента «1932-1933 жылдардағы ашаршылық құрбандарына тағзым». Я думаю, что каждый гражданин Республики Казахстан независимо от возраста, национальности должен помнить и чтить память своих предков, всех патриотов Родины, которые оставили яркий след в истории каждой семьи, в истории страны в годы «большого террора.
ГККП «Дирекция по обеспечению сохранности памятников
и объектов историко-культурного наследия» акимата города Астаны
Даметкен Бекова