Организация ветеранов

Организация ветеранов

Астанинский городской филиал Республиканского общественного объединения

ЗВЁЗДНАЯ ДОРОГА ВАЛЕНТИНА ЩЕРБАКОВА

Сто дорог – одна твоя. Путь, который выбрал Валентин Петрович, стал для него счастливой дорогой жизни. На бескрайних степных просторах Казахстана совершался трудовой подвиг, высокую оценку которому дала Родина. В 1976 году Валентин Щербаков вывез с целинных полей на элеватор 8200 тонн зерна. Выполнил личный пятилетний план за три с половиной года. За доблестный труд удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден орденом Ленина, избирался депутатом Верховного Совета СССР 10 созыва. Валентин Щербаков занимает достойное место среди почетных граждан Казахстана. Герой труда заслужил признание соотечественников. Прошли годы. Уборка урожая в приишимской степи и сегодня ответственная кампания, и мастеров своего дела на нашей земле помнят. Ветеранов целины уважительно называют первопроходцами. На их беспокойное время выпали самые трудные дни и годы. Их имена по праву вписаны золотыми буквами в летопись Казахстана.

Первый хлеб в закрома республики в целинные годы доставлялся торжественно. Самые знатные водители республики первыми везли на элеваторы зерно нового урожая. Валентин Щербаков и Сергей Балян стали «пионерами» вождения супертяжелых стотонных автопоездов. На автомобильных трассах у них были сотни последователей. В уборочную страду на элеваторы днем и ночью шли автопоезда.

В 60-е годы зарождается движение водителей большегрузных автопоездов. Чтобы управлять гигантским автопоездом из множества прицепов с зерном надо быть не только асом своего дела, но и обладать крепким здоровьем и выносливостью. Валентин Щербаков приехал в Целинный край из Перми после службы в армии, по комсомольской путевке, с желанием трудиться там, где востребованы рабочие руки, а шофер он высококлассный. Работая на мощном вездеходе «МАЗ-501», вначале берет три автоприцепа с зерном, постепенно их число растёт. Основательно рассчитав все риски, идет на эксперимент, доведя автопоезд перевозимого груза до 80 тонн. Мощный тяжеловоз с ведущим передним мостом после увеличения кузова существенно повлиял на ожидаемый результат. В любое время года Щербаков находился в пути, следуя заданному маршруту. Капризы северной погоды для него не помеха. Великолепно ориентируется на степных дорогах. Не одну тонну народно-хозяйственного груза перевез он в самые отдаленные населенные пункты степного Приишимья. В годы, когда страна давала казахстанский миллиард, участники хлебной жатвы работали на пределе физических возможностей. В одну из уборочных кампаний водитель ежесуточно доставлял ценный груз в совхоз «Кургальджинский». Рекордные показатели соревнующихся «большегрузников» в ту пору исчислялись многими тонно-километрами. Фамилии Щербаков – Балян, передовых водителей большегрузных автопоездов, узнала вся страна. Средства массовой информации освещали ход соревнования, что позволяло казахстанцам с интересом наблюдать за трудовыми рекордами автомобилистов. Популярность водителей -«тяжеловозов», особенно в урожайные годы, достигала своего пика. Щербаков и Балян на порядок опережали коллег, познакомились они при вручении именных автомобилей «Волга». В середине 70-х знатные водители едут по приглашению на Украину, на Кременчугский автозавод. Во время памятной встречи друзьям-соперникам в дар преподносятся именные «КрАЗы». Такими же теплыми запомнились им и последующие поездки, в результате которых наладилось долгосрочное деловое партнерство. Своим исключительным трудолюбием и высокой работоспособностью, новаторским отношением к делу Щербаков заслужил почет и уважение. Личные обязательства выполнял досрочно. В ежегодном соцсоревновании по перевозке зерна нового урожая он выходил победителем. Выдающиеся трудовые достижения отмечены множеством государственных наград. Герой труда – почетный участник множества знаковых мероприятий, был на встречах с Н.А. Назарбаевым, Д.А. Кунаевым, Л.И. Брежневым, М.С. Горбачевым, Н.И. Рыжковым, А.И. Бараевым, М.К. Сулейменовым и другими. В 1975 году учрежден профессиональный праздник – День автомобилиста. В Москву были приглашены известные водители страны. Валентин Щербаков и Джамшит Кожантаев представляли Казахстан.

Спокойный, рассудительный, обстоятельный Валентин Петрович, видимо, унаследовал эти замечательные черты характера от своей мамы-долгожительницы. Биография обычная, родился в 1939 году в Пермской области России. По окончании водительских курсов призван в армию. С 1955 по 1959 год служил в пограничных войсках. После увольнения в запас работал на лесозаготовках пермского края. В 1961 году, приехав на целину, трудился водителем автоколонны-2552 Целиноградского грузового автотранспортного управления. Работал на перевозке народно-хозяйственных грузов, летом и осенью участвовал в уборке урожая, в «битве за целинный хлеб», так образно называли в то время уборочную страду. В действительности, эти слова – не преувеличение. Потому как за предельно сжатое время нужно было быстро и без потерь собрать богатый целинный урожай, которым славился наш благодатный край.

Валентин Петрович прикипел к городу в степи, прекрасной столице. Здесь ему все дорого. Любит природу, землю, дорогу. У него замечательный тыл, дружная семья. Живет на даче почти круглый год, занимаясь огородом, делом по душе, и земля воздает сторицей. Неутомимый труженик и сегодня находит для себя полезное занятие, несмотря на то, что напряженные трудовые годы дают о себе знать… Как самую дорогую реликвию хранит именные автомобили. Это добрая память о замечательном времени, минувшей эпохе, где человек труда мог добиться всеобщего признания и славы. Приехав в годы молодости, Валентин Щербаков возмужал здесь, достиг вершин мастерства, прославил трудом нашу землю, навсегда связал свою счастливую судьбу с Казахстаном.

Раиса АГИБАЕВА, член Союза журналистов Казахстан